Существует мнение, что подготовку научно-технических работников, которые будут выполнять самостоятельную творческую работу, следует отделить от подготовки инженеров, которые должны будут решать заранее определенные технологические и эксплуатационные задачи, руководить обычным производственным процессом и на основе известных принципов совершенствовать его.
Обращают внимание на то, что будущие творцы новой техники получают в технических вузах слишком слабую общую теоретическую подготовку, их перегружают описательными материалами, не приучают к самостоятельной работе, они плохо знают иностранные языки, сдают слишком много экзаменов, не приобретают навыков работы с литературой, занимаясь преимущественно по неполным записям, и то нередко чужим, не задумываются над проблемами, потому что их решение дается им в готовом виде, учат не систематически, преимущественно во время экзаменационных сессий. В результате студенты слабо, неполностью овладевают учебным материалом и у них не вырабатывается самостоятельности ни в работе, ни в мышлении. Подготовка научных работников в отличие от «профессионального» обучения должна быть основана прежде всего на системе семинаров и лабораторных занятий. Учеба в высших учебных заведениях требует максимальной отдачи от студентов.
Анализ результатов анкетного опроса, проведенного М. Яблонской, показывает, что выбор научной специальности чаще происходит под влиянием вузовской среды, чем других факторов (семья, знакомые, школа, материальные условия). Опрос проводился в 2008— 2011 гг., было опрошено 88 человек, в том числе 20 с высшими учеными степенями, 47 имеющих другие ученые степени и 21 студент, готовящий себя к научно-исследовательской работе.
М. Яблонская приводит следующие мотивы, которыми руководствовались опрошенные ею лица при выборе научной специальности: а) стремление к устойчивому положению; б) стремление «выбиться в люди», ощутить собственную силу; в) желание делать что-то очень полезное для общества; г) стремление к познанию. От атмосферы, господствующей в вузе, зависит, будет ли преобладать среди мотивов, побуждающих молодого человека к выбору научной карьеры, стремление к познанию, способствующее формированию наиболее ценного из возможных типов научного работника — открывателя истины. Именно этот тип научного работника представляет наибольшую ценность, так как достижения таких ученых приводят к постановке новых теоретических проблем.