Педагогика тесно связана с психологией. Объектом изучения и воздействия обоих наук является человек. Наиболее тесные точки соприкосновения эти науки находят при изучении формирования интеллектуальной деятельности человека. В формировании интеллектуального развития человека, освоение социального опыта играет большую роль. Одним из видов такого усвоения является обучение. Любое обучение способствует развитию человека, а процесс развития можно представить как цикл постепенно формирующихся новообразований. В психологии, влияние обучения на процесс формирования познавательной сферы, изучено наиболее детально. Именно этими знаниями пользуются педагоги, внедряющие педагогические инновации в процесс обучения.
Интеллектуальное развитие ребенка в процессе обучения определяется двумя процессами. С одной стороны, это усвоение определенных понятий, приемов мышления, а с другой, непосредственно психологическое формирование интеллекта. От того, насколько гармонично будут развиваться оба процесса, зависит результат обучения.
Интеллект в своем развитии проходит три стадии: наглядно–действенное мышление, наглядно-образное и словесно-логическое. Все стадии формируются постепенно, под влиянием обучения и развития. Задача инновационной педагогики состоит в подборе наиболее действенных механизмов, оказывающих влияние на развитие интеллекта ребенка, на каждой стадии.
Инновационные воззрения в педагогике возникают постоянно. С течением времени, что было новым десять лет назад, переходит в разряд обычных, классических методов. Большое влияние на внедрение инновационных методов оказывает уровень научно-технического процесса. Современный уровень развития технологий позволяет применять их в процессе обучения, способствуя эффективному формированию интеллектуальной деятельности. Еще десять лет назад использование интернет-технологий, интерактивных досок, видеоконференций считалось инновационным прорывом в педагогике. Сейчас эти методы используются повсеместно. Именно поэтому, для учителей постоянно проводятся обучающие семинары, на которых они знакомятся с новыми тенденциями образовательного процесса. Внедрение новых стандартов в образовании тоже своего рода инновация, так как стандарты должны обеспечить пересмотр основных задач, принципов и методов педагогики.