Российский государственный социальный университет

Гуманитарное образование высшей категории

В системе высшего образования всегда были два типа предметов. Официально они назывались специализированными и общеобразовательными, а в студенческой среде – обязательными и необязательными. Современные вузы, каких бы методов обучения они ни придерживались, все равно унаследовали ряд никому особо не интересных “болтологий”, хотя бы минимальный объем которых должен пройти каждый – от филолога до механика. И если первому некоторые сведения из этих дисциплин еще могут неким косвенным образом пригодиться, то второй облегченно забудет цвет, автора и название учебника, сразу как только получит на руки диплом.

Естественно, большая часть коммерческих вузов давно отказалась бы от дисциплин сомнительной важности, дающих, в лучшем случае, самые поверхностные знания о предмете (курс политологии, насчитывающий целых восемь учебных часов, вряд ли можно считать обучением), однако программы основных специальностей в большей или меньшей степени унифицированы. То есть добавлять можно, убирать – нет. Такая ситуация сложилась не только в образовательных учреждениях РФ: студенты, поступающие в вузы стран Запада, с удивлением обнаруживают в перечне предметов так смешившую их на родине теоретическую физическую культуру. Но там большая часть информационного мусора хотя бы вынесена в разряд факультативных. Выбор остается за студентом.

Тем не менее студент, конечно, быстро находит способы справиться с ситуацией. Учебник по “болтологии” он берет в руки два раза: когда тот выдают в библиотеке и в ночь перед сдачей зачета. Чтобы не тратить более ни минуты времени, он предпочтет заказать реферат, шпаргалку, а при возможности – и заплатить за зачет. Учить все это студент не будет все равно. Просто потому что время, потраченное на непрофильный курс, ему придется отнять либо у специализации, либо выкроить из досуга. А его и так ни на что не хватает. Кроме того, есть банальные физические ограничения.

Составляя некогда программы для вузов, их авторы надеялись увидеть на выходе цельного, широко эрудированного специалиста. Однако на практике “увлечение многопредметностью, преподавание обрывочных осколков знаний” за два столетия, отделяющие нас от автора этой фразы (М.Катков, публицист 19 в), так никуда не исчезло. Стоит ли удивляться, что только 15-20% выпускников соответствуют ожиданиям работодателя и находят работу по специальности. Остальные либо занимают те места, где не требуется квалификация, либо идут за вторым высшим – чтобы снова выйти оттуда “широким специалистом”.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Полезные статьи
Юридические науки
Философия
История
Психология
Политические Науки

Все права защищены © 2011 Российский государственный социальный университет
Гуманитарное образование высшей категории