Российский государственный социальный университет

Гуманитарное образование высшей категории

Большую роль в понимании путей развития педагогики в Киевском и Московском государствах играют берестяные грамоты новгородского мальчика Онфима. Ученые установили, что в период их написания Онфиму было 4-5 лет, это свидетельствует о начале раннего обучения в рассматриваемый период.

Изучение грамот дало возможность понять, какими методами шло обучение детей письму и чтению. Чтению обучали буквослагательным методом, обучение счету происходило на пальцах и камешках в пределах первого десятка, далее при помощи буквенной символики. В рассматриваемый период в древнерусский алфавит входило 36 букв, культура и образование процветали. Школы открывались в основном при церквях, но и их было недостаточно, поэтому обучение происходило на дому. Наиболее образованные люди занимались обучением детей знатных родителей, детей крестьян обучали знакомые с грамотой односельчане. Историческим памятником той эпохи служит изданная в 16 веке «Азбука» первопечатника Ивана Федорова.

Иван Федоров был передовым человеком своей эпохи, он просветитель, педагог, художник, общественный деятель. Для нас, он, в первую очередь, является основателем книгопечатания в России и на Украине. Созданный им печатный станок дал жизнь многим книгам: «Апостол», «Часовник», «Учительское Евангелие». Печатный станок сохранился и по ныне, на нем при желании можно отпечатать журнал административное право.

При обучении детей чтению в тот период, кроме «Азбуки», использовали церковные тексты. Детей учили послушанию, почитанию родителей. К 16 веку относится и сборник «Домострой», состоящий из трех частей. «Домострой» учит тому, что за воспитание детей ответственность перед Богом несет отец. Указывает на необходимость с самого раннего детства приучать детей к аккуратности, бережливости, труду. Наказание детей розгами в тот период весьма приветствовалось.

В 17 веке на Руси открывается первое высшее учебное заведение. Восемь классов делились на три ступени. На первой, в течение 4 лет, изучались чтение, письмо, иностранные языки, музыка, молитвы, пение. На средней ступени – риторика и поэзия, на старшей ступени философия и богословие. В Харькове и Чернигове образовывались коллегиумы, в которых обучались дети разных сословий. При этом элементарное обучение дому продолжает развиваться. Также появляются славяно-греко-латинские школы. Новаторской, в этот период, считается школа Епифимия Славенецкого при Чудовом монастыре.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Полезные статьи
Юридические науки
Философия
История
Психология
Политические Науки

Все права защищены © 2011 Российский государственный социальный университет
Гуманитарное образование высшей категории