Российский государственный социальный университет

Гуманитарное образование высшей категории

Важным условием развития емкости и гибкости умственных способностей, по мнению Сухомлинского, является такое единство знаний и умений, при котором знания переходят в умения, в использовании знаний проявляется своего рода автоматизм. При обучении в начальной школе очень важно, чтобы запоминание грамматических правил происходило постепенно на многих уроках. Учащиеся должны выполнять упражнения, цель которых анализ всех факторов речи. В начальной школе необходимо полностью исключить заучивание правил, учащимися должен быть понят способ применения правил на практике. Не допускается также проверка знаний путем опроса формулировок. Все полученные знания должны использоваться на практике.

Процесс овладения знаниями без автоматического заучивания требует целенаправленного руководства умственным трудом, а значит, учитель должен особым образом структурировать урок и должным образом подготовиться к его проведению. Преобладающим типом уроков в начальной школе являются практические занятия, на которых отрабатываются учебные умения. Работа учащихся при этом распределяется таким образом, чтобы они время от времени возвращались к анализу фактов и явлений. Обучение в школе носит коллективный характер, а так как скорость изучения материала у всех разная, то отстающим ученикам может потребоваться репетитор английского языка, математики. Для более подготовленных детей вполне хватит одного-двух дополнительных занятий в неделю.

Например, планируя уроки математики, для формирования гибкости мышления необходимо предусмотреть решение задач разных типов на одном уроке. Причем, все задачи должны решаться с подробным объяснением. Развитию нешаблонного анализа будут способствовать задачи с недостающими, отсутствующими или лишними данными. В учебной практике хорошо зарекомендовали себя нерешаемые задачи. Развитию умственных способностей способствуют задания на установление закономерностей.

Для развития умственных умений на уроке чтения, учитель может использовать следующие типы заданий: установление различных связей между отдельными фактами рассказа, определение места и времени событий, описываемых в рассказе. Хороший эффект при развитии умственных способностей дают разные виды сравнений литературных произведений. Кроме развития умственных способностей, такая деятельность способствует развитию устной речи учащихся.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Полезные статьи
Юридические науки
Философия
История
Психология
Политические Науки

Все права защищены © 2011 Российский государственный социальный университет
Гуманитарное образование высшей категории