У бумаги масса достоинств. Без нее история человечества просто не состоялась бы: каждому следующему поколению пришлось бы воссоздавать все открытое предыдущим в полном объеме. Изобретение простого и дешевого способа записи ускорило развитие цивилизации в разы. Однако помимо очевидных плюсов, есть у бумаги и минусы, главный из которых – хрупкость и недолговечность.
Во времена свитков записи хранил тубус – полая трубка, в которую вкладывалось свернутое сообщение. С появлением кодексов – привычного нам способа организации письма – это стало невозможным. Кодексы представляли собой блок сфальцованных листов четырехугольной формы. Логичной защитой бумаги или пергамента в данном случае был бы деревянный, каменный или металлический короб. Действительно, некоторые кодексы находили именно в таких “футлярах”. Но это было крайне неудобным решением, и около 400 г.н.э. был изобретен переплет. По структуре он отличался, но принцип использовался тот же, что и сегодня. Многочисленные современные изделия, яркие роскошные иллюстрации, золотое тиснение – все это лишь обогащение метода, который позволяет быстро сделать переплет дипломов, книг, альбомов, брошюр быстро, качественно и надолго.
С 400 г. и вплоть до 17 в. переплеты изготавливались из дерева. Их и теперь можно увидеть в музеях и хранилищах: несколько деревянных досок, обтянутых кожей или (позже) крепкой тканью, например, бархатом. Кожа загибалась внутрь и закреплялась на стыках. Такой переплет был очень тяжелым и толстым, и чтобы книга не открывалась самопроизвольно, к нему прикрепляли завязки или стежки. Существовали и простые кожаные переплеты, но использовались гораздо реже.
Здесь следует вспомнить, как выглядела книга в глазах жителей Древнего мира и Средневековья. Ей придавали сакральное или мистическое значение: это была мертвая вещь, способная, тем не менее, “говорить” на человеческом языке. Отсюда особое отношение к книге. Ее ценили и боялись, хранили под замками наряду с золотом, приковывали на цепи. Украшали богатыми тканями и драгоценными камнями. При создании иллюстраций и буквиц использовались золото, серебро и киноварь, что периодически делало стоимость одной книги равной цене небольшой области. Неудивительно, что для такой роскошной неземной вещи создавались особые “одежды”.
Ситуация изменилась в 19 в., когда суеверные представления о книге в целом и о священных писаниях, в частности, начали постепенно уходить в прошлое. В тот момент количество книг уже было достаточно значительным, и их владельцы стали рассматривать их как источник информации, эстетически ценную вещь и возможность исполнения собственных фантазий. В моду входит индивидуальный переплет. Не имея возможности изменить текст, горожанин 19 в. желает особую форму книги. Развитие мастерских того времени привело к созданию практически всех способов и методов плетения, которые используются и по сей день.