После
скандала, развернувшегося вокруг ЕГЭ 2013 года, многие ученики, их родители и
учителя остались взволнованы и озадачены вопросом – как именно следует
организовать подготовку выпускника, чтобы он, опираясь исключительно на
собственные знания и честность, сумел сдать экзамены на тот балл, который он
заслуживает?
Во-первых, следует правильно мотивировать ученика. Проще
идет подготовка к предметам, которые ему нравятся (именно по этой причине просто
глупо заставлять гуманитария сдавать
экзамен по физике), либо к предметам, которые необходимы для того, чтобы
поступить на интересную школьнику специальность. Следует уделить несколько дней
тщательной подготовке, изучению ВУЗов и факультетов, на которых возможно
обучение, внимательно изучить предлагаемую программу. Для поступающих на
филологический факультет, например, важно уделить внимание не только подготовке
к экзаменам по иностранному языку и литературе, но и по истории тоже, ведь без
знания исторической конъюнктуры обучение будет просто невозможно.
Во-вторых, большую роль в подготовке ученика играют,
безусловно, преподаватели. Именно учителя, знакомые с критериями оценивания,
способны помочь выпускнику правильно распределить время для подготовки,
оценить, что он способен сделать с первого раза, а где следует уделить внимание
«подводным камням». Наконец, кто, как ни преподаватель, способен подсказать
наилучший способ сделать и спрятать шпаргалку?
Наконец, в третьих – дополнительное образование. У
большинства учеников есть выбор между курсами при университете, куда они
планируют поступать, и занятиями с репетитором – в общей сложности, эти услуги
стоят примерно одинаково. С одной стороны, безусловно, интересно заниматься при
университете, однако это довольно рискованный способ подготовки. Почему? Потому
что наиболее продуктивными оказываются курсы, длящиеся полтора-два года.
Существует опасность, что ближе к середине ученик поймет, что ошибся со своей
сферой интересов, и окажется, что деньги выброшены на ветер. Гораздо лучше ту
же сумму вложить в занятия с репетитором. Во-первых, индивидуальная подготовка
зачастую гораздо продуктивнее, чем групповые занятия (исключение составляют
разве что занятия иностранным языком, когда важно устное общение с разными
людьми, но это компенсируется школьными занятиями). Во-вторых, репетитор всегда
добивается детального разбора каждой темы, и можно быть уверенным, что приложенные
усилия не пойдут крахом. В наши дни можно, конечно, искать репетиторов через
знакомых, но гораздо проще провести онлайн подбор репетиторов – в распоряжении
соискателя множество отзывов, широкая база и возможность провести пробное
занятие, чтобы оценить уровень преподавателя.