Устный экзамен вызывает повышенную тревогу у студентов, так как помимо объективного факта объёма знаний, существует ещё субъективный фактор – во взаимодействии с экзаменатором.
Итак, чтобы всё прошло гораздо лучше, чем ожидается, следует усвоить несколько полезных и неоднократно проверенных на опыте советов.
- Уверенно и спокойно переступив порог аудитории левой ногой, самым обаятельнейшим из своих тембров голоса почтительно здороваемся с преподавателем. Далее левой рукой несуетливо вытягиваем билет, спокойно называем номер билета преподавателю и отправляемся готовиться к ответу. Очень важно суметь взять себя в руки и своего чрезмерного волнения почти ничем не выдать. При этом помнить, что лёгкое волнение всегда уместно и приятно для экзаменатора, но лёгкое!
- Важный момент. Если на экзамен можно придти со своим листом для ответа, то берём 2 белоснежных листа формата А4. Не бойтесь, что ваши знания уместятся в три строчки, наша задача – произвести впечатление на преподавателя. К тому же, такие листы смотрятся солиднее, и даже написанная на них ерунда будет иметь гораздо более презентабельный вид, чем на двойном листочке в клеточку.
- Далее, как только присели за стол, сразу начинаем писать. Сразу. В первые несколько минут всё внимание преподавателя пока ещё сосредоточено на вашей персоне. Пишем всё, что приходит в голову по теме, либо даже не совсем по теме, но близко к ней, можно по несколько раз писать одно и то же. Сразу последовательно и красиво написать текст ответа не удастся, поэтому в ближайшие 10 минут пишем всё, что помним. За эти 10 минут вы успокоитесь, и совершенно непонятно откуда на листе начнут появляться вполне здравые мысли.
- Как только поток мыслей иссяк, можно передохнуть и оценить обстановку в аудитории, минуту на то, чтобы уловить настроение преподавателя, прислушаться к тому, что он спрашивает, как реагирует на шутки или молчание отвечающих. Ситуацию оцениваем, глядя в свой лист, делаем вид, что осмысливаем написанное. Если в билете есть задачи по финансовой математике, самое время приступить к их решению.
- Далее, переходим к структурированию того, что удалось вспомнить и записать. Для этого берём второй лист и начинаем выписывать в него из первого листа с «потоком сознания» то, что собираемся озвучить при ответе. Пишем красиво, разборчиво, без зачёркиваний. Очень важна последовательность изложения. Помним про «эффект края» – важно красиво и по сути вопроса начать ответ. Начать нужно с самых сильных мыслей, в середину всё остальное, и на финал – ещё одну какую-нибудь красивую мысль. Хотя практика показывает, что до конца вас слушать никто не будет.
- Будет очень круто, если на листе вам удастся набросать ещё некое подобие блок-схемы. Используйте различные стрелочки в выведении причинно-следственных связей. При ответе вы окажитесь напротив преподавателя, и он сто процентов отметит (скорее всего, молча) и ваши две страницы текста, и те схемы, которые будут лежать перед вами. Заметив структурное изложение материала на бумаге, скорее всего, он сделает вывод, что точно также чётко всё и в вашей голове.
- Итак, присаживаемся перед преподавателем, можно робко улыбнуться. Перед вами 2 исписанных листа, сверху лист с тем ответом, который вы собираетесь озвучивать (на случай если преподаватель пожелает перед ответом просмотреть написанное). Начинаем отвечать, достаточно громко, живо, без долгих пауз, время от времени поглядывая в конспект.
Самые волнительные минуты переживаются обычно за дверью аудитории, так как ситуация характеризуется высокой степенью неопределённости. Оказавшись лицом к лицу с преподавателем, про волнение уже стоит забыть. Теперь пора сделать всё, чтобы итог не оправдал все ваши опасения.
Источник – Easyhelp.su.