Россия, как и многие другие страны постсоциалистического пространства, переживает сейчас становление новой системы образования. За последние два десятилетия в экспериментальном порядке были разработаны новые образовательные направления для средних школ и высших учебных заведений. А вот среднее звено (бывшие ПТУ, техникумы) пока на уровне активного поиска подходящей системы модернизации.
В последнее время в Министерстве образования России все больше склоняются к мысли о внедрении в образовательную систему страны так называемого “англо-саксонского вектора”. В таком подходе есть свои преимущества и свои сложности.
Преимуществом есть то, что система образования США на сегодняшний день демонстрирует органичную неразрывную цепочку взаимодействия “школа-колледж-вуз”. В конце ХХ века США превратились в великую державу, способную диктовать правила на рынке образовательных услуг. В частности, весь мир мог наблюдать ошеломляющие успехи американской высшей школы. На карте государства появились всемирноизвестные образовательно-исследовательские центры – Гарвард и Кембридж. Именно эту цепочку хочет использовать сейчас Россия.
Но есть несколько весомых факторов, которые тормозят развитие образования в России по американскому принципу. Во-первых, уровень финансирования и наличие материально-технической базы для полноценного образовательного процесса пока пребывает в нашей стране на этапе активного обсуждения.
Во-вторых, американская система организации учебного процесса ориентирована на формирование “самостоятельной мыслящей личности”, в России же много лет целью учебного процесса было усвоение информации.
В-третьих, студент колледжа в США имеет возможность выбора предметов согласно увлечениям и интересам. В России же по-прежнему преобладает навязывание массы общеобразовательных дисциплин.
На сегодняшний день в нашей стране существует только несколько учебных заведений среднего звена, которые могут достаточно аргументировано конкурировать с колледжами США. Среди них – Московские колледжи. Именно здесь можно получить образование, которое отвечает всем вышеизложенным принципам, на каких базируется система, направленная по “англо-саксонскому образовательному вектору”.
Преподавателям вместе со студентами удалось тут найти золотую середину между принципами свободного обучения и строгого следования государственным образовательным стандартам. А именно это есть первым шагом к новейшей истории образования в России.