Сейчас в школах перед всеми учителями, преподающими в 10-м и 11-м классах поставлена задача «натаскать» учащихся по своим предметам, чтобы не получить выговор или еще какие-нибудь «пилюли». О процессе обучения, а тем более воспитания уже мечтать не приходится. Появляется зависимость учителей от результатов тестирования.
Но ведь очень часто уровень воспитанности человека, как правило, не зависит от количества полученных знаний. Мы знаем массу случаев даже среди наших бывших одноклассников, когда отличники оказывались подонками и предателями, а тот, кто учился на твердые тройки, становился, как ни странно, прекрасным специалистом и человеком.
И теперь получается так, что обязательная сдача Единого госэкзамена оставляет за бортом значительную часть выпускников, отнимает у них возможность получить даже простенькую специальность. А какой стресс при этом переживают дети!
Причем, психологическая травма наносится не только детям – хотя это самое главное и опасное. Но страдают практически все, имеющие к этому отношение. Не исключение составляют и родители, и учителя. Похоже, что авторы этой системы не думали ни о детях, ни об учителях.
Резонно здесь задать вопрос: «ЕГЭ – экзамен для учеников или учителей?» Потому что для многих учителей ситуация просто патовая. Возможно, в какой-то мере, это является проверкой их профессионализма, но проверкой далеко необъективной. Человек не компьютер, поэтому оценивать работу исключительно по результатам тестов, мягко говоря, некорректно, а вернее полностью некомпетентно.
Ведь дети уже изначально все разные, и их невозможно причесать под одну гребенку или «натаскать», как собачонку, что и пытаются сейчас сделать в школах. Причем, чем дальше, тем этот «экзамен» все больше растягивается по времени. Мало того, что дети переходят на тестирование вместо нормального, качественного прохождения программы практически с 9-го класса. Это за три года до самого ЕГЭ! Их уже с начальных классов начинают приучать у тестам, пугая Единым Государственным Экзаменом. Происходит какое-то зомбирование, а не развитие личности и индивидуальности человека.
Понятно, что в данной ситуации в итоге именно дети страдают больше. Если раньше выпускные экзамены в школе для детей были праздником, то сейчас они все больше превращаются в испытание, которое не всегда по силам выдержать и взрослому, а не то, что ребенку. Дети проходят тестирование в незнакомых условиях, с совершенно чужими учителями. То есть они полностью вырваны из привычной обстановки.
Естественно, любой экзамен – это стресс. Но в привычной обстановке, со знакомыми учителями это гораздо легче преодолеть. А когда на тебя смотрят, как на потенциального преступника – не списывать! – он только усиливается. И какие же надо иметь нервы, чтобы при этом еще спокойно сдавать экзамен?