Российский государственный социальный университет

Гуманитарное образование высшей категории

В современных вузах сокращены или отсутствуют специальные занятия, посвященные общению научного руководителя с его дипломниками. Именно это часто становится причиной того, что студент плохо справляется с курсовой или дипломной работой. При всем своем желании он просто не знает, как подступиться к теме. Если в практической части работы студент еще как-то может подать накопленные материалы (хотя и с этим обычно бывают сложности), то теоретическая часть курсовой таких «брошенных» студентов часто представляет собой в лучшем случае реферат, а худшем – простое копирование материалов одного из учебников. Это – верный путь к неудовлетворительной оценке или недопуску к защите.

Итак, как же начать работу над студенческим проектом таким образом, чтобы в результате написанный текст был авторским, грамотным и соответствующим жанру.

Начинается эта работа, конечно, с поиска литературы и составления библиографии. Современному студенту всегда придет на помощь электронная библиотека по его дисциплине. Однако ошибкой будет искать литературу по названиям научных трудов. Это одно из самых больших заблуждений студентов. В название необходимой для вас работы могут вовсе не включаться опорные для вас термины. Поиск литературы ведется по совершенно другому алгоритму.

Подумайте, какие термины для вас являются наиболее важными, и прочитайте статьи про них во всех доступных энциклопедиях. Выходные данные статей обязательно зафиксируйте. В профессиональной энциклопедии в конце статьи обязательно указывается небольшой список литературы по вопросу. Выпишите все названия.

Прочитайте соответствующие главы учебников и учебных пособий – даже в том случае, если вы их хорошо знаете. Обращайте пристальное внимание на имена и научные труды и их описание. Выпишите те имена и те названия книг, которых еще нет в вашем списке.

Теперь для вас важно понять, какие книги из получившегося списка нужно читать обязательно, какие прочитать частично, какие просмотреть, какие подержать в руках, а о каких нужно просто знать, что они существуют. Постарайтесь в этом разобраться. Если вы видите названия книг или статей, написанных автором, имя которого часто упоминается вашими преподавателями, в учебниках, на лекциях или в других статьях, значит, с этими работами обязательно нужно ознакомиться. Другими словами, нужно по мере сил проштудировать «классику» проблематики.

Перед тем, как приступать к чтению, нужно ознакомиться с базовыми моментами концепции ученого. В помощь студенту – статьи в Википедии, описание концепции в предисловии и т. п. Только тогда, когда вы в общих чертах поймете, в чем суть концепции, начинайте читать текст научной работы.

Не страшно, если вам будут непонятны нюансы или вы не сможете запомнить подробности и примеры. Главное – ухватить логику и суть книги, понять, в чем открытие автора. Не стесняйтесь пролистывать те страницы, которые явно предназначены для более глубокого прочтения, чем вы можете себе позволить. Подготовьте вопросы для научного руководителя.

Такое чтение может стоить вам трудов, но помните, что именно с этого должна начинаться ваша научная работа и ваш профессиональный рост. Лучше прочитать несколько базовых работ, чем массу вторичных.

Читая опорные труды, вы встретите массу ссылок на нужные вам имена и нужную вам литературу. Именно по этому пути и должен идти ее поиск, а затем и ее чтение.

Последние публикации

Комментарии запрещены.

Полезные статьи
Юридические науки
Философия
История
Психология
Политические Науки

Все права защищены © 2011 Российский государственный социальный университет
Гуманитарное образование высшей категории