В постсоветский период произошли крупные преобразования в системе высшего и среднего образования. Однако, осталось еще много «родимых пятен» от прежних лет.
По мнению некоторых представителей высшей школы до сих пор в сфере гуманитарных и социальных наук сказывается влияние марксизма-ленинизма.
В результате – специалисты, окончившие наши гуманитарные факультеты, не могут сравниться со среднемировым уровнем, в отличие от обучавшихся на естественных учебных подразделениях. Безусловно, имеются некоторые научные школы среди историков, филологов и других гуманитариев, которые высоко ценятся зарубежными коллегами.
Среди крупных мероприятий в данной сфере можно выделить Схему территориального планирования в высшем образовании на 2013-2020 годы. Премьер-министр Российской Федерации подписал соответствующее Положение, которое включает в себя порядка 170 учебных заведения, в том числе некоторые Университеты Петербурга.
Схема учитывает государственную программу по развитию образования до 2020 года, ряд целевых программ федерального уровня, а также собственные наработки университетов.
Принятый документ направлен на более эффективное использование федеральных бюджетных средств. Основное их назначение – дальнейшее развитие материальной базы высшего образования, в том числе строительство студенческих общежитий, учебных помещений,научных лабораторий.
Предусматривается, что возводимые объекты высшей школы окажут благоприятное влияние на социальное и экономическое развитие соответствующих территорий в целом.
Схема территориального планирования будет иметь серьезную правовую поддержку в лице Федерального закона «Об образовании».
Первоначальная версия закона рассматривалась Государственной думой еще в 2010 году. Спустя два года, законодатели вернулись к обсуждению.
Одним из главных дополнений к проекту закона следует считать установление над деятельностью образовательных учреждений контроля со стороны общественности. С этой целью университеты обязаны иметь свой интернет-сайт, на страницах которого должны публиковаться отчеты и проводиться оценки эффективности учебной и научной работы.
В соответствии с документом предполагается за основными участниками образовательного процесса законодательно закрепить конкретные права и обязанности. В первую очередь в правовой поддержке нуждаются студенты и преподаватели.